Античный космос в интерпретации современного художника. Апполон
17 Авг
Античный космос в интерпретации современного художника. Апполон

Почему мир античной Эллады не перестает вдохновлять художников разных культурных эпох и направлений? Может секрет в особой эстетике содержания и формы, а может в гармонии противоположных начал и их равновесии. Именно понятие Гармонии стало нитью, на которой нанизаны символические жемчужины образов, созданные молодой художницей Ниной Иоанниди в работах, посвященных культуре древней Греции. Образы мифических персонажей, складываясь из восхитительных символов прошлого, представляют ее собственные ощущения и понимание Гармонии античного космоса.

Натюрморт «Аполлон. Связь времен и цивилизаций», представляет собой единство двух направлений в изобразительном искусстве – живописи и графики. Мир предметов в нем помогает раскрыть красоту и величие созданного образа, и восхищение самого автора культурой исторической родины. Все символы, помогающие выстроить идейную композицию полотна, сконцентрированы вокруг центральной фигуры златокудрого олимпийского божества и призваны передать идею величия и гармоничного единства противоречий, из которых соткан образ небожителя.

Гармония цвета и гармония формы – то, к чему стремится в своей работе автор. Пластичность поз полупрозрачных статуй и сочетание теплого желтого с холодным голубым создают равновесие, тонкую эстетическую пропорцию. Небесный голубой и переходящий в золото желтый, по замыслу автора продолжают тему олимпийской эстетики солнечной Эллады.

В центре композиции полотна расположена фигура Аполлона, она доминирует над над всеми образами вокруг - фигурой сатира Марсия, огненными конями и музами. Статую обрамляют античные колонны, сосуды, морские раковины и непременный атрибут античного искусства - меандр, стилизованная морская волна, вплетенная автором в солнечный диск. Главные атрибуты великолепного божества, сводившего с ума богов Олимпа и смертных – золотой лук со стрелами; небесное светило, верные кони, сверкающие золотом и античная лира, игру на которой он довел до совершенства, не позволяя никому из смертных превзойти себя в этом искусстве.

За основу в работе над натюрмортом взята статуя Аполлона Бельведерского, вылитая из бронзы придворным скульптором Великого Александра Македонского Леохаром и ставшая эталоном красоты и пластичности. Ее копия, сделанная римскими мастерами эпохи эллинизма, была найдена в городке Анцио, во владениях кардинала Джулиано делло Ровере, будущего Папы Юлия, мецената и большого поклонника античности. Став Папой, он сразу же распорядился установить статую в одном из многочисленных двориков дворца Бельведер, откуда Аполлон Леохара и приобрел свое, не совсем греческое имя.

Солнечная ипостась божества сквозит в его позе, повороте головы, гордой осанке. Движение повелителя муз, по выражению советского искусствоведа Б.Р. Виппера, «не сосредоточивается в одном направлении, а как бы лучами расходится в разные стороны», символизируя тем самым Солнце.

Вплетенное в полотно натюрморта апельсиновое дерево, являющееся в представлении современного человека одним из символов солнечной Греции, проводит параллель между прошлым и сегодняшним днем. Прекрасные музы, подопечные златокудрого бога вырастают из его ветвей, намекая на великое наследие, переданное богами Олимпа маленькой Греции.

Примечательно, что культ Аполлона был очень распространен не только в самой Элладе, но в причерноморских колониях эллинистического мира. По мнению известного историка Ю. Сапрыкина Аполлон, бог света, мудрости, врачевания, покровитель дорог, путешественников и мореходов являлся покровителем ионийских колонистов из Милета. Поэтому в греческих полисах Понта, основанных переселенцами из Ионии и близлежащих к ней регионов, культ этого бога был наиболее популярен. О почитании Аполлона в городах свидетельствуют изображения на монетах: в Амасии он представлен сидящим с лирой, в Трапезунде встречаются монеты с изображением головы Аполлона. Чаще всего Аполлон изображался на монетах Синопа – крупнейшей ионийской колонии Южного Причерноморья, и это не случайно, ведь согласно мифу, Аполлон похитил и склонил к любви нимфу Синопу, перенеся ее в Малую Азию, вследствие чего она стала покровительницей города и дала ему название. При Митридате Евпаторе в Амисе появились монеты типа «Аполлон-гиппокамп» и «Аполлон-треножник». На монетах с изображением обнаженного Аполлона на постаменте, найденных при раскопках в Синопе, по предположению С.Ю. Сапрыкина запечатлена культовая статуя Аполлона, которая стояла в его храме.

Аполлона почитали на территории всего Понта, а когда Синоп стал столицей, это нашло отражение в нумизматике самого Понтийского царства, правители которого чеканили монеты со своим портретом в образе греческого божества. Из греческих колоний культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры.

Продолжая мысли исследователей, автор натюрморта развивает тему связи божества с землей Понта, изобразив в верхней части полотна корабли, уверенно форсирующие волны негостеприимного Черного моря, ставшего вскоре для колонистов родным. Герой множества мифологических сюжетов, Аполлон периода эллинизма – врачеватель и покровитель муз, мореплавателей и переселенцев, однако совсем иным он представлен в эпоху классицизма – красивым, но жестоким и своенравным небожителем. Чтоб подчеркнуть это противоречие, в общую среду натюрморта вводится очень неоднозначный персонаж сатир Марсий – воплощение низменного, стихийного, "дионисийского" начала. В одном из мифов бог света, гармонии, духовной деятельности и искусства Аполлон состязался с ним в музыкальном искусстве. Но дерзость и смелость Марсия оскорбили златокудрого бога и он жестоко расправился со своим соперником, содрав с него кожу. Благородный, красивый, утонченный и мужественный, в честь него слагались гимны, в одном из которых Аполлону присвоено боле трехсот хвалебных эпитетов, перечисляющих его достоинства. Он покровитель всех искусств, он гармоничен во всем, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук, но невзирая на эту высокую эстетичность образа Аполлон жесток и своенравен. Он беспощадно расправляется с сатиром Марсием, а в начале «Илиады» благороднейший из жителей Олимпа несет смерть, разрушение и чуму. Он соткан из противоречий, и именно они делают его образ еще более совершенным, гармоничным и интересным для воплощения художественных замыслов.

Возврат к списку


Видео события
Фотособытия
Письмо поддержки от администрации Краснодара
01.02.2020
Письмо поддержки от ЗСК
01.02.2020
На праздновании Дня Краснодарского края
01.10.2019
На праздновании Дня Краснодарского края
01.10.2019
Халанский П.В. награждает почетной грамотой Аманатиди В.Х.
14.01.2019
Председатель ЗСК КК Бурлачко Ю.А., Аманатиди В.Х. и иные на празновании 81-летия края
14.01.2019
Губернатор КК Кондратьев В.И. и гости празднования 81-летия края
14.01.2019
Зам.председателя ЗСК КК Алтухов С.В., Ген.консул респ. Кипр в г. Краснодаре Маврокефалос И. и гости
17.12.2018
Председатель совета при Президенте РФ Федотов М. совместно с Аманатиди В. у мемориала
19.11.2018
Прием в Генеральном консульстве Кипра в Краснодаре
15.10.2018
Трапезунд
19.09.2018
Архивное фото
30.08.2018
Заместитель губернатора А.С. Копайгородский вручает благодарность губернатора
01.02.2018
Митинг в честь 3-й годовщины возвращения Крыма
18.03.2017
Краевая и городская администрации посетили Всесвятское кладбище
23.02.2017
Высокие гости: Аманатиди, Юрчихин, Аманатидис, Парпула
01.02.2017
Встреча с митрополитом Исидором
31.01.2017
Благодарность от Союза журналистов
16.01.2017
Наша молодёжь на Красной площади
28.10.2016
Наша молодёжь на Гала-концерте в Москве
28.10.2016